Занятие 2 "Метод действенного анализа"




Здравствуйте, ребята. В настоящее время, по всем понятным причинам, – мы вынуждены перейти на дистанционное обучение. Поэтому предлагаю вам повторить некоторые уже знакомые вам темы, а так же изучить новые. 
Сегодня мы узнаем о Методе действенного анализа, автором которого является Станиславский Константин Сергеевич.






Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) вошел в российскую историю как великий реформатор театра, актер, режиссер, руководитель театров, теоретик и педагог. Создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.





Приступая к  работе над новый спектаклем, прежде всего, тщательно прорабатывается литературный материал.  
Станиславский  условно подразделяет этот этап  на анализ действия и анализ действием. Эти два способа «аналитической» работы в сценическом искусстве и являются основными этапами действенного анализа.
Метод действенного анализа:
1. Анализ действИЯ –  «Застольный период»:
– «разведка умом» (начинать не с режиссерской постановки спектакля, фильма, не с актерской игры, а с изучения литературного, авторского материала).
2. Анализ действиЕМ – «Этюдный метод» (практическое освоение «застольного периода»: работа на площадке, «на ногах»).
Но необходимо отметить, что оба этапа  равноценны своей значимостью, гармоничным взаимодополнением.
На практических занятиях в коллективе мы, прежде всего, занимаемся действием.
Но начинать надо обязательно с первого этапа – со знакомства с литературным материалом.
Прежде всего, нужно определить тему, идею произведения, поставить для себя «сверхзадачу».
Тема – это то, «о чем?»  написано данное произведение, то есть это его основное содержание.
Если отвечать подробно и пространно на вопрос “О чём данное произведение?”, то получится передача его фабулы, подробный или краткий пересказ.
Если же отвечать на этот вопрос предельно кратко, то получится определение темы.
Подробнее здесь.

Идея – это основная мысль произведения. Иными словами, это то, что хотел выразить автор в своем произведении, «зачем?». Идея неразрывно связана с темой. При помощи художественных средств автор пытается передать читателю свои мысли и натолкнуть на рассуждения.
Прочитайте текст басни С. Михалкова «Слон-живописец».

Тема: «Слон-живописец рисовал пейзаж»

В басне рассказывается, как Слон нарисовал картину, позвал друзей-зверей оценить его старания.
Идея: «… не будь таким слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.»
Режиссер и актер, как авторы сценического действия, должны  определить, найти, проанализировать идею автора литературного произведения, выделить главное для себя, что именно они хотят сказать своим спектаклем, поставить для себя «сверхзадачу».
Не следует путать или «смешивать» два понятия – идею и сверхзадачу. Да, они стоят рядом и по своему смыслу очень сопряжены, но по своей «рабочей нагрузке» несут разное значение! И в этом нам поможет разобраться Станиславский:
«Сверхзадача – это не сама идея.  Это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей. То, к чему художник стремится в конце концов. Это – идейная активность художника, то, что делает его страстным в борьбе за утверждение идеала и истины, дорогих для него».
Посмотрите разное прочтение этой басни. И вы увидите, что исполнители ставили перед собой разные сверхзадачи, стараясь выделить и донести до зрителя именно то, что важно именно с их точки зрения.
С.Михалков "Слон-живописец" читает Вернедуб Виктория
Общероссийский конкурс чтецов, посвященный Году литературы «Мир басни»...
В этом прочтении – желание Слона всем угодить высмеивается. Если вы не хотите попасть в глупое положение – не нужно следовать советам всех.
Сцен.pечь. Басня "Слон-живописец" С.Михалков
А здесь возникает сочувствие  Слону, его жаль: он так старался всем угодить, а в итоге «ералаш».

Контрольное Задание:
Для закрепления рассмотренных понятий постарайтесь самостоятельно определить «тему», «идею»  нашего последнего спектакля «Собаки». На репетициях этому уделялось много времени. На каждое понятие по одному предложению или может вам покажется, что достаточно одной фразы. Вспомните ключевые вопросы.
Для определения «сверхзадачи» выберите главную мысль спектакля, может быть реплику одного из героев.

Тема спектакля______________________________________________
Главная идея спектакля «Собаки» ______________________________
Сверхзадача спектакля______________________________________

Жду ваши рассуждения. Пишите в беседу вашей группы в ВК.

Станиславский говорил, что необходим ежедневный тренинг уму и сердцу, что нужно настойчиво бередить свою творческую природу, развивать мышление, фантазию, ставить перед собой все более сложные вопросы и находить на них ответы, докапываться до истины.

В заключении ответьте на вопросы: