Занятие "Специфика работы с микрофоном и фонограммой"

 

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами погорим как правильно работать с микрофоном и фонограммой.



Цель: Изучить специфику работы с микрофоном и фонограммой для развития дальнейших вокальных возможностей.

Задачи:

- овладеть навыками работы с микрофоном,

- изучить разновидности микрофонов,

- освоить специфику работы с фонограммой.

- сформировать навыки слухового самоконтроля.

Помните! Правильная работа вокалиста с микрофоном и фонорграммой– одно из условий удачного выступления.


Микрофон – это основной элемент в работе эстрадного певца на современной сцене. Микрофон – связующее звено между реальным акустическим звуком и его представлением слушателями.

Правила работы с микрофоном:


1. Как держать микрофон? Как вилку: только кончиками пальцев, не пытаясь обхватить всей ладонью. При этом все пальцы должны быть на микрофоне. Особенно следите за тем, чтобы не оттопырился мизинец. Локоть при этом расслаблен и опущен — им вы должны чувствовать ребра. Типичная ошибка — задирание локтя почти на уровень подбородка.

2. Микрофон следует удерживать на одинаковом расстоянии ото рта на протяжении всего выступления. Чтобы рассчитать оптимальное расстояние, приложите ребром ладонь с сомкнутыми пальцами к губам вертикально так, чтобы губ касался указательный палец. Безымянный палец в этом случае будет там, где должен быть край микрофона. Если держать его дальше, голос будет звучать не так красиво. Если ближе — при произнесении звука «П» микрофон будет издавать малоприятный звук. Не меняйте это расстояние в ходе выступления. Куда бы вы ни повернулись, микрофон следует тоже поворачивать, причем оставляя его не только на одном и том же расстоянии, но и повернутым одной и той же стороной. Лучший звук получается, когда микрофон образует перпендикуляр с вертикальной линией вашего лица.

3. Перед выступлением проверьте, где находятся динамики системы звукоусиления. Если они расположены у вас за спиной, будьте внимательны: когда мембраны микрофона и динамика направлены друг на друга, они вступают в резонанс и раздается свист. Если это произошло, не теряйтесь — все, что вам нужно сделать, это отвернуть микрофон от динамиков.

4. При использовании микрофона возможности жестикулирования ограничены. Я рекомендую держать микрофон в главной руке, то есть левшам — в левой, правшам — в правой. Для жестикуляции остается неосновная рука. Придется быть активнее. Типичная ошибка — попытка жестикулировать той рукой, в которой находится микрофон.

5. Если ваш микрофон со шнуром, то свободной рукой убирайте шнур из–под ног. Постепенно это движение станет автоматическим и не будет отвлекать вашего внимания. Если вы выступаете с радиомикрофоном, будет еще проще.

6. Хорошие микрофоны не дают никакого фона, поэтому не всегда ясно, работают ли они. Мало того, выступающий слышит себя скорее через резонанс черепной коробки, чем через динамики, поэтому не всегда бывает уверен, что микрофон включен. Малоопытный оратор выдает себя постукиванием по защитной сетке и магическим «раз–раз». Если вы тоже не уверены, выйдя к микрофону, просто поздоровайтесь с сидящими в зале. По реакции вы сразу поймете, слышат ли вас. Как включается микрофон, нужно выяснить заранее.

7. Поговорим о штативе, на который крепится микрофон. Чаще его называют «стойка». Она бывает двух типов: телескопическая и «журавль». Типичная ошибка неопытных ведущих — говорить в микрофон, находящийся на той высоте, на которой его оставил предыдущий выступающий. Его легко опустить одним движением руки. Не предыдущего выступающего я имею в виду, а микрофон, разумеется.

8. Если вы сняли микрофон со стойки и решили держать его в руках, будет лучше, если вы непринужденно уберете стойку на правый или левый край сцены. В центре она оставаться не должна.

9. Как быть, если вы выступаете с микрофоном, который крепится к голове? Это очень удобно — руки остаются свободными в течение всего выступления. Однако выключатель такого микрофона находится на передатчике, который, скорее всего, будет закреплен на вашем поясе сзади. Или на гарнитуре, которая крепит всю систему к голове. И отключить его невозможно даже на секунду. Поэтому знайте: если вам будет угодно прокашляться, сглотнуть невольно набежавшую скупую мужскую слюну и так далее, — все это пойдет в эфир.

10. Как быть, если микрофон установлен на столе или трибуне? Как правило, для этого используются специальные высокочувствительные микрофоны. Во всяком случае звукооператоры настраивают аппаратуру с учетом того, на каком расстоянии будут находиться микрофоны от говорящих. Поэтому не стоит ложиться грудью на стол или трибуну, чтобы говорить в самую мембрану. Нам всегда кажется, что в динамиках наш голос звучит тише, чем следует. Это нормально.

11. Есть еще микрофон–петлица. Он крепится на лацкан пиджака или свитер специальной клипсой. Об этом микрофоне вообще можно забыть, ибо вы никак не можете влиять на его положение. Старайтесь делать меньше движений, которые вызывают трение тканей на груди. Из–за этого получается малоэстетичное шуршание.

12. Приходите на место выступления заранее, походите по сцене, попросите служителей звука включить микрофон. Поговорите в него, походите с ним, попробуйте на вес стойку, поднимите и опустите микрофон на ней несколько раз, найдите кнопку включения. Привыкните к своему голосу, раздающемуся из динамиков. Вы станете чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее. Ваша увереность усилится по мере приобретения опыта. А сегодня утешьтесь тем, что подавляющее большинство вышедших к микрофону не знают и четверти того, что вы только что прочли. Теперь — тренировка и практика.

Посмотрите видео:

Фонограмма:

1.      это музыкальная запись, исполненная профессиональными музыкантами с учетом образовательных норм того или иного исполнительского уровня.

2.      запись музыкального произведения, в котором отсутствует одна или более партий, обычно вокал или солирующий инструмент. Под такую запись музыкант (профессионал или любитель) имеет возможность сам исполнять отсутствующую партию.

Работа с фонограммой:

Нужно определить, в той ли тональности эта запись. Записей много и они могут быть как выше, чем вам надо, так и ниже.

Проверка тональности обычно идет по самой узнаваемой ноте. Даже если вы не разбираетесь во всех этих тональностях, вы же можете спеть песню в удобном для вас регистре, а затем прослушать минус и определить, ниже она или выше. Если не получается самостоятельно - можно это сделать с помощью педагога. 

Тональность можно менять. Есть даже сайты, которые позволяют это делать онлайн. И не только тональность - но и темп. Не секрет, что внутренний темп у нас так же очень разный. И одна и та же песня может чувствоваться внутри как более медленная или более быстрая. 

После приведения фонограммы в порядок, к полной рабочей готовности, начинают ее прослушивать и "мурлыкать" про себя - смотреть темп, когда вступать, когда заканчивать. Очень многие фонограммы имеют проигрыши, которых нет в нотах, и нужно "приспособиться" к минусу. Очень важно определить главные точки песни, точки, в которых вы сможете себя проверить и поправить - те ли ноты вы поете. Они есть в любой песне, любой фонограмме, только у одних это очень явно звучит, у других неявно и нужно вслушиваться. 
Не спешите сразу под нее петь. Когда мы поем, мы делаем это довольно громко все же, и слушаем себя. И можем пропустить эти точки. Начать спешить или отставать, фальшивить, выходить из тональности. Именно эти главные точки позволяют вам держать все под контролем. Определите ритм, впойте его, прочувствуйте. Вы не должны спешить или отставать, вы должны дышать вместе с ритмом фонограммы. 

Прежде чем петь под фонограмму, нужно выучить свою партию назубок. Так, чтобы голос четко понимал, где у него какой скачок, куда сейчас пойдет мелодия и как она будет сочетаться с аккомпанементом. Иногда мелодия аккомпанемента идет несколько вразрез с мелодией - по ритму, или по нотам, которые кажутся не совсем подходящими. Поэтому, свою часть нужно выучить хорошо ДО того, как вы начнете петь с фонограммой.