Здравствуйте ребята! Сегодня мы сыграем
с вами две мелодии: «Кубинский танец» и
«Кацона» Д.Милано (песня гр. Аквариум «Город золотой»).
1.«Кубинский
танец».
Давайте, прежде
чем играть, проанализируем ритм пьесы. В её названии есть слово «танец», а это
уже прямой намёк на то, что ритм может быть быстрым .
Мелодия играется
в латиноамериканском ритме «румба».
Ру́мба (исп. rumba) — у этого слова есть два различных значения. Одно
из них относится к направлению танцев и музыке, родившихся на Кубе и
получивших распространение в США и
государствах Западной
Европы в
конце 20-х годов XX века. Наиболее
известным из них является rumbaGuaguanco. Также популярными являются rumbaYambu
и rumbaColumbia. Каждый из этих видов румбы имеет свою стилистику музыки и
танцевания, но в целом они очень близки.
Другое значение
появилось сравнительно недавно и относится к танцу из программы бальных танцев,
который входит в программу соревнований. В этом значении румба является самым
медленным из пяти танцев соревновательной латиноамериканской программы
(остальные четыре — пасодобль, самба, ча-ча-ча и джайв). Танец и музыка
румбы из соревновательной программы латиноамериканских танцев происходят
от кубинских музыкальных стилей и танцев болеро.
Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. В ходе своей эволюции румба приобрела
многие черты, характерные для блюза. Существует рассхожий штамп, что
«румба этотанец любви». Контраст ярко выраженного эротического характера танца драматического содержания музыки создаёт неповторимый эстетический эффект. Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе —
это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была
свадебным танцем, а ее движения обозначали не что иное как семейные
обязанности супругов. Немногочисленные современные румбы, написанные в
мажоре, имеют свою изюминку, но не оставляют такого глубокого
впечатления.
Ритм румбы сложный. Если
посмотреть в ноты - обычный размер 2/4, но восемь шестнадцатых, содержащихся в
двух четвертях, группируются
не симметрично, а 3+3+2, отчего ритм приобретает
характерную остроту.
2.
Пьесса «Кацона» Д.Милано (песня гр. Аквариум «Город золотой»).
Франческо Канова да Милано (итал. Francesco Canova da Milano; 18 августа 1497, Монца — 15апреля 1543, Милан) —итальянский лютнист эпохи Ренессанса, один из крупнейших
европейских композиторов XVI века.
Франческо Канова родился в Милане
(по другим сведениям, в городке Монца, неподалёку от Милана). В молодости приехал в Рим, где вскоре был принят лютнистом в папскую капеллу.
Служил при дворе у пап Льва X, Клемента VII, Павла III (при рождении
Алессандро Фарнезе), кардинала Ипполито де Медичи. Канова снискал у публики
славу и почитание как виртуозный исполнитель и композитор. Его произведения
исполнялись по всей Европе. Современники называли его «ildivinoFrancesco» —
«божественный Франческо» (этот неофициальный титул Франческо Канова делил с
«божественным» Микеланджело Буонарроти).
В Венеции в 1536—1548 годах было издано семь сборников лютневых табулатур Франческо Кановы. До нашего
времени дошло 124 его музыкальных произведения: сорок одна фантазия, шестьдесят ричеркаров, токката, переложения песнопений для лютни в
форме табулатур и др. Франческо Канова был похоронен в церкви Санта Мария делла
Скала в Милане. В восемнадцатом веке церковь была снесена, и на её месте
построена знаменитая опера «Ла Скала».
Сохранилось два портрета,
предположительно изображающих Франческо Канову. Один, работы неизвестного
художника, хранится в Амброзианской библиотеке (BibliotecaAmbrosiana) в
Милане. Другой, предположительно кисти Джулио Кампи, находится в Пинакотеке (PinacotecaCivica)
города Комо.
Франческо Канова да Милано считается
одним из лучших композиторов лютневой музыки и, возможно, величайшим
виртуозом лютни всех времен. Его произведения,
удивительной красоты и неизменно высокого уровня, часто исполняются и в наши
дни.
«Го́род золото́й» —
песня на стихи Анри Волохонского и музыку Владимира Вавилова; входит в
репертуар Бориса Гребенщикова, Алексея Хвостенко, Елены Камбуровой, а также
ряда других исполнителей. Занимает третье место в списке 100 лучших песен
русского рока в XX веке. Журналом TimeOut помещена в список «100 песен,
изменивших нашу жизнь».
Играем мелодию в медленном темпе,
плавно двигаем звуки.
Мы танцевали
в ритме Румбы!
Мелькали руки, бедра, губы!
Сердца стучали ритм любви.
Глаза кричали — всё возьми!
Мелькали руки, бедра, губы!
Сердца стучали ритм любви.
Глаза кричали — всё возьми!
Мы танцевали
в ритме Румбы.
Как вихрь кружились зеркала.
В них отражались наши мысли,
И то, что скрыть уже нельзя!
Как вихрь кружились зеркала.
В них отражались наши мысли,
И то, что скрыть уже нельзя!
Мы танцевали
в ритме Румбы,
И грёзы были наяву!
И грёзы были наяву!
Эротики
живой звучанье,
Передавалось на толпу.
Передавалось на толпу.
Мы танцевали
в ритме Румбы!
Мы продлевали этот миг.
Безумный ритм сердец печальных,
Прервал вдруг блюз времён иных.
Мы продлевали этот миг.
Безумный ритм сердец печальных,
Прервал вдруг блюз времён иных.