Театр – коллективное искусство.
Театр такое искусство, в котором его
произведения, т. е. спектакли, создаются только коллективным творчеством всех
участников этих спектаклей.
Конечно, каждый из вас прекрасно
понимают работу режиссера, актеров, музыкантов. Но сегодня давайте вспомним
о театральных профессиях, без которых не
мог бы состояться ни один спектакль, но на сцене этих людей никто не видит.
Есть известная фраза: «Театр начинается с вешалки!». С
одной стороны, действительно, зрители приходят, раздеваются, и только потом
идут в театральный зал. Но с чего начинается этот самый театральный зал?
Правильно, со встречи с капельдинером.
Само слово «капельдинер» немецкое и
обозначало изначально «служитель в капелле». Капелла — это католическое
строение; это также разновидность хора или оркестра. Капельдинер следил за
порядком в капелле, за свечами, нотами и т.д. Позже слово перешло в театр. То
есть капельдинер — это «служитель в
театре».
Сейчас эта профессия является простой необходимостью. Но вот,
например, в Соединенных Штатах Америки в начале XX века капельдинеры (а их было
очень много в самых дорогих театрах) были признаком роскошного театра.
Костюмер — это работник
театра, который отвечает за костюмы и за их подготовку к каждому спектаклю.
К
каждому костюму прилагается опись, где указано, какие детали прилагаются к
костюму, так как костюм — это не только одежда, но и аксессуары. Например, к
платью принцессы прилагается корона, красивые туфельки, мантия, перчатки,
кольца, серьги. А к костюму рыцаря — шлем, меч, копье и рыцарские башмаки.
Перед каждым спектаклем костюмер проверяет состояние костюмов и относит их в
гримёрки, где артисты готовятся к выходу на сцену. Иногда актёру нужна помощь,
чтобы одеться. Например, актрисе трудно надеть корсет или какое-нибудь
необычное пышное платье. Тогда костюмер ей помогает.
Свет
в театре играет очень важную роль. Недаром существует выражение «в свете
софитов», что значит на сцене, в театре.
А
что такое софит? Это специальная конструкция из металла, которая
создана для того, чтобы подвешивать осветительные приборы над сценой. Софиты
можно поднимать или опускать по необходимости.
Но в театре помимо софитов есть
множество других осветительных приборов. Вообще, свет в спектакле — это
практически действующее лицо. Для каждой пьесы свет разный: яркий или тусклый,
может быть подсветка сцены снизу, сверху, сбоку или одновременно с разных
сторон.
До
начала театрального действия зрительный зал всегда ярко освещен, а когда
начинается пьеса, свет остается только на сцене. Кто же отвечает за освещение
на сцене? Есть такая театральная профессия - светооператор. Он приходит в театр задолго до начала
спектакля. После того, как все декорации установлены, светооператор настраивает
и проверяет работу всех ламп, софитов и других осветительных приборов,
направляет свет на сцену таким образом, чтобы хорошо видны были лица и фигуры
актеров.
Декоратор – это художник, изготавливающий
декорации для спектаклей.
Основная задача декоратора - воплотить
замысел театрального художника-постановщика.
Декорация к спектаклю "Волшебник страны Оз"
Свою работу декоратор начинает с
чтения пьесы, затем обсуждает свои мысли с режиссёром. После этого художник
рисует эскизы (рисунки) декораций и создаёт из них макет - маленькую картонную
копию сцены с бумажными кулисами, чтобы по этой модели можно было
определить, подходят ли декорации.
Макет декорации
художника Леонида Пережигина
И только
после утверждения начинается процесс изготовления декораций.
Декорация к спектаклю "Снежная королева"
«Чем сказочнее спектакль, тем
приятнее рисовать, можно передать больше волшебства», — говорят декораторы.
Театр –
искусство коллективное.
Успех
спектакля всегда зависит от слаженной работы, творческого взаимодействия,
понимания, ответственности всех участников процесса.
Сегодня мы
вспомнили только некоторые театральные профессии.
Ответьте на вопросы: