Здравствуйте, ребята!
Сегодня
предлагаю вам продолжить знакомство с методом действенного анализа. А именно: с
первым этапом – «застольным», когда непосредственно происходит анализ
литературного материала.
На
прошлом занятии мы познакомились с понятиями «тема» (про что?), «идея» (о
чем?), «сверхзадача» (зачем?)
Сверхзадача
реализуется через «сквозное действие».
«Сквозное
действие пьесы, - по Станиславскому, - всегда направлено на достижение ее
сверхзадачи, оно соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы,
все элементы и направляет их к общей сверхзадаче... Как
сверхзадача объединяет и подчиняет себе все задачи, точно так же сквозное
действие подминает под себя все без исключения действия и поступки персонажей,
накрепко связывает, сбивает их в прочный остов, который служит роли, пьесе,
спектаклю своеобразным стержнем, подобно позвоночнику, скрепляющему и питающему
весь организм».
Любое
литературное произведение имеет определенное построение, законы, по которым развивается основное
действие, композицию. Соответственно
- сценическое действие развивается по
тем же принципам.
Элементы
композиции: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка.
Экспозиция
- это вступление, чаще всего – предыстория, исходное событие, в котором обрисовывается
мир, представляются герои, намечается конфликт
Завязка
- события, в которых
завязывается конфликт;
Развитие действия
– ход событий; развитие
конфликта
Кульминация
- высшая точка напряжения,
столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта
Развязка
- итог кульминации, всего
действия
У меня возникли некоторые
сложности с выбором литературного произведения, на основе которого можно было
бы разобрать эти понятия. Такого произведения, чтобы было всем знакомо. Поэтому
предлагаю вам простой материал – Сказка
«Волк и семеро козлят». Вы ребята взрослые и с этим заданием справитесь сами.
Я надеюсь и верю, что у вас не
возникло никаких проблем.
В заключение занятия, предлагаю вам посмотреть забавный
мультфильм из моего детства «Волк и семеро козлят на новый лад». Авторы
изменили сверхзадачу и, как следствие
получилась совсем другая история. Изменилась кульминация – центральное событие: Волк не съел козлят, а наоборот
подружился с ними. Подумайте, как можно сформулировать сверхзадачу этого
произведения.
Итак:
Как,
по вашему мнению, можно сформулировать сверхзадачу этого мультфильма?