Здравствуйте ребята!
Тема нашего с вами урока – «Дикция и артикуляция». Сегодня на
уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и
правильным произношением слов при исполнении песни.
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалистов по
средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения
музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные. Обучение правильному
произношению скороговорок. Изучение понятий: дикция, артикуляция.
Развивающие. Развитие певческого и
артикуляционного аппарата. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального
произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные. Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду. Воспитание
осознанного подхода к обучению.
Дикция – четкое, ясное
произношение гласных и согласных звуков. Проблема дикции была и остается одной
из самых острых проблем, особенно в пении. Формирование речи осуществляется
артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с
голосовыми связками, зубы.
Работа артикуляционного аппарата для
достижения хорошей дикции называется артикуляцией.
Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса
красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее
опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо - «на зевке», гортань
опущена.
Согласные буквы в пении воспринимаются
намного хуже гласных. Это связано с расстоянием между исполнителем и зрителем.
Согласные буквы в пении, воспринимаются хуже, чем в разговоре, из-за
маскирующего на них действия гласных букв, поскольку их уровень значительно
более громкий, чем в речи. И значит, певцам следует больше внимания во время
пения уделять произношению согласных.
Посмотрите видео об артикуляции и выполните представленные упражнения:
Задание - выполнить упражнения:
·
Приоткройте губы. Это расслабит мышцы вокруг рта и глаз, вы
перестанете щуриться и морщиться.
·
Сделайте выдох с вибрацией губ. Должен получиться эффект
«фыркающей лошади».
·
Запрокиньте голову назад и максимально откройте рот, зевните или
изобразите звук зевания. Это одно из самых эффективных упражнений на
расслабление мышц челюсти и голосовых связок.
·
Не «сковывайте» дыхание, расслабьте диафрагму и выдыхайте легко
и свободно.
·
Подышите 3 раза через одну ноздрю, затем 3 раза через другую.
Этот трюк вводит организм в состояние нехватки кислорода, когда мозг снижает
скорость процессов в организме, автоматически успокаивается дыхание.
·
Чтобы подготовить голос к работе, можно сделать упражнение
Шаляпина. Он по утрам дразнил своего пса: сначала рычал, а затем повторял «ав-ав-ав».
Певец таким образом разогревал и расслаблял гортань. Главное, следите, чтобы
собака вас не укусила.
Скороговорки для
формирования дикции.
Именно скороговорки,
произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для
развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства. Тренировать
произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта,
скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая
темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.
Как произносить скороговорки:
Задание:
выучить скороговорки и правильно проговорить.
1. Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак —
цедрак — цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа —
дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як —
цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе —
дрыпе — дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой:
Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак —
цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.
2. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, ведь не веровали в
вероятность вылавировать, а веровали бы – вылавировали.
3. На дворе́ трава́, на траве́ дрова́ — раз дрова́, два дрова́, три дрова́:
дрова́ вдоль двора́, дрова́ вширь двора́, не вмести́т двор дров, на́до дрова́ вы́дворить обра́тно со двора́.
Ответьте на вопросы: