Здравствуйте.
Сегодня мы познакомимся с УЛИЧНЫМ ТЕАТРОМ.
УЛИЧНЫЙ ТЕАТР – это
театр, представления которого происходят
на открытом пространстве – на улице, площади, в парке и т.д.
Открытое пространство накладывает
определенные особенности. Ввиду отсутствия сцены, и, чаще всего, искусственного
освещения, для актеров уличного театра
есть необходимость вызвать интерес зрителя и удерживать его на
протяжении всего представления, ведь он может легко отвлечься на неизбежное
постороннее.
И тут уж все средства хороши:
КРАСОЧНЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ КОСТЮМЫ
ЯРКОВЫРАЖЕННЫЙ ГРИМ
Зажигательная музыка, иногда в
живом исполнении, иногда на необычных инструментах – произведениях собственном
фантазии.
Для актера уличного театра необходима особая стилистика актерской игры.
Скажем, – даже при
наличии современных технических приспособлений: микрофонов, усилителей и т.п.,
– голос актера уличного театра должен звучать совершенно иначе, нежели актера
классического театра. С иной энергетикой, иной направленностью, что обусловливается
акустическими особенностями открытого пространства. Иными должны быть жест и
пластика; иной – манера ношения театрального костюма; иными – взаимоотношения
со зрителями и т.д.
Следовательно, от актера (и
остальных художественных средств) требуется существенно большая эмоциональная и
энергетическая концентрация, – чтобы не просто вызвать интерес публики, но и
удержать его на протяжении представления. Потому принципы представлений уличных
театров близки цирковому искусству, с его яркой зрелищностью, экстремальным
эмоциональным воздействием на зрителя, злободневностью. Недаром в уличных
представлениях так распространена клоунада.
В уличном театре особенно силен
момент импровизации.
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus —
неожиданный, внезапный) — произведение искусства,
которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его
создания.
Представления
уличного театра всегда носят интерактивный характер: зрители включены в
действие не только эмоционально, как в классических видах театрального
искусства, но и непосредственно участвуют в спектакле, неизбежно внося в него
те или иные коррективы. Поэтому никогда
не бывает двух одинаковых представлений.
Фестивали уличных театров в настоящее время проводятся во многих
странах мира.
В России современное
развитие уличного театра связано в первую очередь с именем Вячеслава Полунина,
одного из самых страстных энтузиастов этого направления. Он стал организатором
мероприятия, которое можно считать началом современного этапа развития уличных
театров России – Всесоюзный фестиваль уличных театров в Ленинграде (1987).
Двумя годами позже, в
1989 по инициативе Полунина был организован «Караван мира», европейский
фестиваль уличных театров.
А в 2001 он организовал
фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады – «Корабль дураков».
«Офф-программа» – уличная программа театральной олимпиады оказалась самой яркой
и запоминающейся ее частью.
В прошлом году я попала на фестиваль уличных театров
в городе Тюмень. Это было замечательное и незабываемое зрелище.